В 18 километрах от села Иня, на 723-м километре Чуйского тракта располагается святилище Калбак-Таш. Уникальный памятник наскального искусства находится на правом берегу реки Чуя на одноимённом бооме на высоте чуть меньше 800 метров над уровнем моря.
Калбак-Таш – это древнее святилище. Здесь в разные годы были обнаружены сотни композиций древних петроглифов, насчитывающих до пяти тысяч отдельно взятых рисунков. Анализ разновременных сюжетов свидетельствует о том, что святилище функционировало на протяжении сразу нескольких эпох. Время нанесения рисунков определяется в широком диапазоне от неолита до средневековья.
Петроглифами называются изображения, высеченные, вырезанные или нанесённые краской на каменной поверхности. Горный Алтай – один из богатейших регионов мира по количеству найденных петроглифов. Древние наскальные рисунки на Алтае встречаются сразу в нескольких местах, но Калбак-Таш – это самая большая их коллекция. Наиболее древние рисунки сделаны ещё каменными орудиями, позднее их авторы сменили инструмент на металлический.
В переводе с алтайского «Калбак-Таш» означает «плоский камень» или «камень-ложка»). Тысячи лет это урочище было священным для множества народов местом. Здесь имеются изображения людей, животных, колесниц и даже фантастических существ. Кроме того, на скальных поверхностях обнаружено до двух десятков рунических надписей древнетюркского времени.
На сегодняшний день на Калбак-Таше выявлено 30 строк рунического письма, выполненного енисейским алфавитом. Самый первый перевод одной из строк, состоящей из 39 знаков, осуществил новосибирский учёный Владимир Наделяев: «Земля – вечное бытие! Облагодетельствуй дом, семью, лекаря-травника: пятикратно возьми жар бесовской болезни, подуй – изгони! Сотвори благодать! Земля – чернь!».
Алтайский поэт Борис Укачин посвятил петроглифам проникновенное четверостишие:
«Извлечены из бездны временной,
Как из волшебной заповедной сумки,
Медведи, волки, птицы – мир земной,
Впечатанный в наскальные рисунки»
Калбак-Таш – это древнее святилище. Здесь в разные годы были обнаружены сотни композиций древних петроглифов, насчитывающих до пяти тысяч отдельно взятых рисунков. Анализ разновременных сюжетов свидетельствует о том, что святилище функционировало на протяжении сразу нескольких эпох. Время нанесения рисунков определяется в широком диапазоне от неолита до средневековья.
Петроглифами называются изображения, высеченные, вырезанные или нанесённые краской на каменной поверхности. Горный Алтай – один из богатейших регионов мира по количеству найденных петроглифов. Древние наскальные рисунки на Алтае встречаются сразу в нескольких местах, но Калбак-Таш – это самая большая их коллекция. Наиболее древние рисунки сделаны ещё каменными орудиями, позднее их авторы сменили инструмент на металлический.
В переводе с алтайского «Калбак-Таш» означает «плоский камень» или «камень-ложка»). Тысячи лет это урочище было священным для множества народов местом. Здесь имеются изображения людей, животных, колесниц и даже фантастических существ. Кроме того, на скальных поверхностях обнаружено до двух десятков рунических надписей древнетюркского времени.
На сегодняшний день на Калбак-Таше выявлено 30 строк рунического письма, выполненного енисейским алфавитом. Самый первый перевод одной из строк, состоящей из 39 знаков, осуществил новосибирский учёный Владимир Наделяев: «Земля – вечное бытие! Облагодетельствуй дом, семью, лекаря-травника: пятикратно возьми жар бесовской болезни, подуй – изгони! Сотвори благодать! Земля – чернь!».
Алтайский поэт Борис Укачин посвятил петроглифам проникновенное четверостишие:
«Извлечены из бездны временной,
Как из волшебной заповедной сумки,
Медведи, волки, птицы – мир земной,
Впечатанный в наскальные рисунки»