Первый населённый пункт, в который попадают все въезжающие в Республику Алтай путешественники, – это Майма. Село недаром называют воротами Горного Алтая – именно через него идёт Чуйский тракт, и варианта проехать мимо попросту не существует.
Майма – не только самое первое, но и самое крупное село республики, раскинувшееся в месте впадения одноимённой реки в Катунь.
Годом основания Маймы принято считать 1810-й. 20 лет спустя, когда в село приехал миссионер отец Макарий, здесь уже было более десяти домов русских крестьян, несколько семей крещёных алтайцев, а также купеческая лавка.
В 1834 году отец Макарий открыл духовную миссию в доме, купленном у купца Шебалина. С этого момента Майма стала центром Алтайской духовной миссии.
Отец Макарий руководил миссией более 13 лет и крестил 675 алтайцев. Он старался приучить крещёных алтайцев к оседлости, помогал обзавестись домом и имуществом, на что тратил не только скудные средства миссии, но и собственный оклад. Он выписывал в миссию книги по сельскому хозяйству, семена огородных растений и лекарственных трав, лично учил новообращённых алтайцев сажать семена и ухаживать за огородом.
Макарий был очень образованным человеком, он не только знал несколько языков, но и перевёл на телеутское наречие почти всё Евангелие, многие церковные песни и псалмы. Преемником отца Макария стал Стефан Ландышев, существенно расширивший духовную миссию за счёт открытия новых миссионерских станов и школ.
В духовной миссии служили также Архип Орлов, георгиевский кавалер, участник войны с Наполеоном, пришедший в Майму пешком, и золотая медалистка Смольного института, дочь погибшего в Бородинском сражении русского офицера София де Вильмон. При поддержке отца Макария были открыты мужская и женская школы, где они и работали.
В 60-е годы XIX века настоятелем Майминской церкви стал известный учёный, этнограф и лингвист Василий Вербицкий, много сил отдавший созданию алтайской грамматики и систематизации алтайского языка.
Согласно преданию, на месте современной Маймы издавна была стоянка алтайских племён «май-малар» или «майманов», которые то откочёвывали, то возвращались обратно. Однажды мужчины оставили здесь на зимовье женщин и детей, а сами ушли на охоту. Вернувшись, они, как обычно, стали собираться в путь, но женщины решительно отказались, устроив настоящий бунт. Так на левом берегу реки Майма возникло поселение алтайцев.
Сюда же в поисках лучшей жизни из-за горы Пикет, где находилась граница Российской империи, приходили и русские крестьяне. Они селились на правом берегу реки Майма, где возделывали плодородные земли. Интересный факт: поселенцы пахали землю на коровах, что сильно удивляло алтайцев. Но никакой загадки в этом нет – первыми на новые земли чаще всего приходили крестьяне-бедняки, и лошадей у них попросту не было.
Со временем контакты между алтайцами и русскими наладились, началась меновая торговля. Алтайцы учили русских охотиться, русские алтайцев – обрабатывать землю. Совместными усилиями был построен мост через реку Майма. Любопытно, что до прихода поселенцев алтайцы очень редко ели хлеб. Русские крестьяне в благодарность за помощь угощали их хлебобулочными изделиями.
Долгое время Майма называлась Майма-Чаргычак. В 1835 году, после смерти советского биолога и селекционера Ивана Мичурина, местные жители обратились с просьбой о переименовании села в Мичурино. Ходатайство о смене названия не было удовлетворено. Вместо этого 25 лет спустя произошло официальное переименовании Маймы-Чаргычак в Майму.
Сегодня Майма является административным центром Майминского района. Село практически объединилась с Горно-Алтайском, имеет общую с ним систему коммуникаций и транспортную сеть. В селе постоянно проживает более 17 тысяч человек. Из достопримечательностей Маймы стоит отметить Храм Сошествия Святого Духа – первое каменное здание в Горном Алтае, построенное в далёком 1845 году.
Майма – не только самое первое, но и самое крупное село республики, раскинувшееся в месте впадения одноимённой реки в Катунь.
Годом основания Маймы принято считать 1810-й. 20 лет спустя, когда в село приехал миссионер отец Макарий, здесь уже было более десяти домов русских крестьян, несколько семей крещёных алтайцев, а также купеческая лавка.
В 1834 году отец Макарий открыл духовную миссию в доме, купленном у купца Шебалина. С этого момента Майма стала центром Алтайской духовной миссии.
Отец Макарий руководил миссией более 13 лет и крестил 675 алтайцев. Он старался приучить крещёных алтайцев к оседлости, помогал обзавестись домом и имуществом, на что тратил не только скудные средства миссии, но и собственный оклад. Он выписывал в миссию книги по сельскому хозяйству, семена огородных растений и лекарственных трав, лично учил новообращённых алтайцев сажать семена и ухаживать за огородом.
Макарий был очень образованным человеком, он не только знал несколько языков, но и перевёл на телеутское наречие почти всё Евангелие, многие церковные песни и псалмы. Преемником отца Макария стал Стефан Ландышев, существенно расширивший духовную миссию за счёт открытия новых миссионерских станов и школ.
В духовной миссии служили также Архип Орлов, георгиевский кавалер, участник войны с Наполеоном, пришедший в Майму пешком, и золотая медалистка Смольного института, дочь погибшего в Бородинском сражении русского офицера София де Вильмон. При поддержке отца Макария были открыты мужская и женская школы, где они и работали.
В 60-е годы XIX века настоятелем Майминской церкви стал известный учёный, этнограф и лингвист Василий Вербицкий, много сил отдавший созданию алтайской грамматики и систематизации алтайского языка.
Согласно преданию, на месте современной Маймы издавна была стоянка алтайских племён «май-малар» или «майманов», которые то откочёвывали, то возвращались обратно. Однажды мужчины оставили здесь на зимовье женщин и детей, а сами ушли на охоту. Вернувшись, они, как обычно, стали собираться в путь, но женщины решительно отказались, устроив настоящий бунт. Так на левом берегу реки Майма возникло поселение алтайцев.
Сюда же в поисках лучшей жизни из-за горы Пикет, где находилась граница Российской империи, приходили и русские крестьяне. Они селились на правом берегу реки Майма, где возделывали плодородные земли. Интересный факт: поселенцы пахали землю на коровах, что сильно удивляло алтайцев. Но никакой загадки в этом нет – первыми на новые земли чаще всего приходили крестьяне-бедняки, и лошадей у них попросту не было.
Со временем контакты между алтайцами и русскими наладились, началась меновая торговля. Алтайцы учили русских охотиться, русские алтайцев – обрабатывать землю. Совместными усилиями был построен мост через реку Майма. Любопытно, что до прихода поселенцев алтайцы очень редко ели хлеб. Русские крестьяне в благодарность за помощь угощали их хлебобулочными изделиями.
Долгое время Майма называлась Майма-Чаргычак. В 1835 году, после смерти советского биолога и селекционера Ивана Мичурина, местные жители обратились с просьбой о переименовании села в Мичурино. Ходатайство о смене названия не было удовлетворено. Вместо этого 25 лет спустя произошло официальное переименовании Маймы-Чаргычак в Майму.
Сегодня Майма является административным центром Майминского района. Село практически объединилась с Горно-Алтайском, имеет общую с ним систему коммуникаций и транспортную сеть. В селе постоянно проживает более 17 тысяч человек. Из достопримечательностей Маймы стоит отметить Храм Сошествия Святого Духа – первое каменное здание в Горном Алтае, построенное в далёком 1845 году.