В 14 километрах от села Чуй-Оозы и в 12-ти – от Белого Бома на 728-м километре Чуйского тракта расположено святилище Адыр-Кая.
Сотни лет по местам, где среди гор пролегает Чуйский тракт, проходили гунны, мчались скифы и полчища Золотой Орды. Никакой дороги по территории Алтая до Монголии не было. Раньше здесь была лишь узкая вьючная тропа, соединявшая русский и азиатский миры.
Настоящую опасность представляли боомы (выступы скал над ущельями). Были места, где лошадям приходилось прыгать с камня на камень, ударяясь боком о скалы. Навьюченные животные срывались в пропасть с обледенелых и скользких троп. Зачастую — вместе с проводниками.
От села Хабаровка к границам Монголии путь был исключительно верховым. На рубеже XIX и XX веков были проведены работы по устранению отдельных «гиблых» мест на всем протяжении этого участка. Тропу расширили, уложили деревянные настилы и каменные барьеры, а также выровняли выступы скал.
Работы велись на перевале Чике-Таман, поскольку колёсная дорога до него была устроена еще раньше. В работе участвовали жители Купчегеня, Онгудая, Хабаровки и других окрестных сёл. Только в середине 1903 года колёсная дорога была проложена на всем протяжении Чуйского торгового пути.
Примечательным объектом на данном участке Чуйского тракта является Чуйский оленный камень – изваяние с изображённым на нём рельефным человеческим лицом, с серьгой в ухе, с кинжалом и луком в футляре. На оборотной стороне видна фигура коня, здесь же есть надписи старомонгольским алфавитом.
Сразу за изваянием, на скале, в 150 метрах от дороги находится писаница, на которой можно увидеть около 100 рисунков. На скальных выходах горы Адыр-Кая нанесены петроглифы и рунические надписи. С алтайского языка Адыр-Кая можно перевести как «стреляющая скала».
Святилище Адыр-Кая – археологический комплекс, который представлен такими археологическими объектам, как керексуры, курганы ранних кочевников ипетроглифы. Он располагается между населёнными пунктами Чуй-Оозы и Иодро.
К сожалению, каменных изваяний на этой местности становится всё меньше, многие из них были уничтожены, а наиболее яркие вывезены в музеи.
По мнению ученых, петроглифы изначально выполняли обрядовые функции. Некоторые из обрядов были связаны с умилостивлением духа убитого животного. По этой причине возле наскальных изображений часто находят останки различных хищников.
Сотни лет по местам, где среди гор пролегает Чуйский тракт, проходили гунны, мчались скифы и полчища Золотой Орды. Никакой дороги по территории Алтая до Монголии не было. Раньше здесь была лишь узкая вьючная тропа, соединявшая русский и азиатский миры.
Настоящую опасность представляли боомы (выступы скал над ущельями). Были места, где лошадям приходилось прыгать с камня на камень, ударяясь боком о скалы. Навьюченные животные срывались в пропасть с обледенелых и скользких троп. Зачастую — вместе с проводниками.
От села Хабаровка к границам Монголии путь был исключительно верховым. На рубеже XIX и XX веков были проведены работы по устранению отдельных «гиблых» мест на всем протяжении этого участка. Тропу расширили, уложили деревянные настилы и каменные барьеры, а также выровняли выступы скал.
Работы велись на перевале Чике-Таман, поскольку колёсная дорога до него была устроена еще раньше. В работе участвовали жители Купчегеня, Онгудая, Хабаровки и других окрестных сёл. Только в середине 1903 года колёсная дорога была проложена на всем протяжении Чуйского торгового пути.
Примечательным объектом на данном участке Чуйского тракта является Чуйский оленный камень – изваяние с изображённым на нём рельефным человеческим лицом, с серьгой в ухе, с кинжалом и луком в футляре. На оборотной стороне видна фигура коня, здесь же есть надписи старомонгольским алфавитом.
Сразу за изваянием, на скале, в 150 метрах от дороги находится писаница, на которой можно увидеть около 100 рисунков. На скальных выходах горы Адыр-Кая нанесены петроглифы и рунические надписи. С алтайского языка Адыр-Кая можно перевести как «стреляющая скала».
Святилище Адыр-Кая – археологический комплекс, который представлен такими археологическими объектам, как керексуры, курганы ранних кочевников ипетроглифы. Он располагается между населёнными пунктами Чуй-Оозы и Иодро.
К сожалению, каменных изваяний на этой местности становится всё меньше, многие из них были уничтожены, а наиболее яркие вывезены в музеи.
По мнению ученых, петроглифы изначально выполняли обрядовые функции. Некоторые из обрядов были связаны с умилостивлением духа убитого животного. По этой причине возле наскальных изображений часто находят останки различных хищников.