На 713-м километре Чуйского тракта, в паре километров от села Чуй-Оозы расположено сразу несколько достопримечательностей.
Первая из них – речные террасы Катуни. Эти удивительные творения природы находятся в долине реки Катунь на участке от реки Большой Ильгумень до устья реки Чуя. Самые высокие террасы, расположенные близ устья реки Иня, возвышаются на 200 с лишним метров над уровнем моря.
Согласно самой распространённой в научном сообществе версии, Катунские террасы возникли в результате гигантских и катастрофических по последствиям паводков, сходивших по долине реки несколько тысяч лет назад. Эти террасы – следствие прорывов древних ледниково-подпрудных озёр. Подобные формы рельефа являются большой редкостью для нашей планеты. И оценить их эпичность можно сегодня в Онгудайском районе Республики Алтай между реками Большой Яломан и Чуя.
Вторая локация, которая непременно заслуживает вашего внимания, находится совсем рядом от речных террас – на правом берегу Катуни, в пяти километрах к юго-востоку от села Иня и в двух с половиной километров ниже устья реки Чуя.
Именно там вас ждёт боом Бичикту-Кая. Слово «боом» на алтайском языке означает «скала с письменами», «писаная скала». Эти петроглифы связывают с историческими событиями времён противостояния Джунгарского ханства и Цинской империи. Здесь была сооружена крепость, которая закрывала долину Катуни от врага, наступавшего со стороны Чуи.
Линия обороны проходила с севера на юг, от хребта к Катуни поперёк долины. До наших дней дошли два участка остатков кладки стены из рваного и окатанного камня: верхний над боомом на седловине и нижний – у боома Бичикту-Кая.
На скалах изображены звери, птицы, сцены охоты, датированные VII-VIII веками. С террасы, расположенной над боомом, открывается прекрасный вид на Катунь. В алтайском народе об этой горе сложено несколько преданий и легенд.
«В старину монголы под предводительством Сонака вторгались на Алтай. Мужчин убивали, а женщин, детей и скот угоняли в Монголию. Однажды вел Сонак свои войска вниз по Чуе. Алтайцы перед очередным набегом подготовились к обороне: перекрыли грудами валунов и камней тесные горные проходы. Такие укрепления были у скалы Бичикту-Кая, у боома Бозоголу на Катуни.
Всё лето Сонак безуспешно пытался захватить укрепление у Бичикту-Кая. Тогда он решил обойти алтайцев с тыла через верховье реки Иня, где разделил войско на два отряда. Один отряд остался у устья реки Сальджар и здесь был разбит. Другой отряд, не имея проводников, заблудился в горах и почти весь погиб от снежной бури. Спаслись лишь немногие.
Горы, где погиб этот отряд, называют Соокту-тайга – «тайга, заваленная костями». Возвращаясь, Сонак на скале у первого укрепления Бичикту-Кая написал проклятие, завещая потомкам не ходить на Алтай». С тех пор скала и называется Бичикту-Кая. Надпись на скале на монгольском языке «Здесь проходили войска» существует и поныне».
Первая из них – речные террасы Катуни. Эти удивительные творения природы находятся в долине реки Катунь на участке от реки Большой Ильгумень до устья реки Чуя. Самые высокие террасы, расположенные близ устья реки Иня, возвышаются на 200 с лишним метров над уровнем моря.
Согласно самой распространённой в научном сообществе версии, Катунские террасы возникли в результате гигантских и катастрофических по последствиям паводков, сходивших по долине реки несколько тысяч лет назад. Эти террасы – следствие прорывов древних ледниково-подпрудных озёр. Подобные формы рельефа являются большой редкостью для нашей планеты. И оценить их эпичность можно сегодня в Онгудайском районе Республики Алтай между реками Большой Яломан и Чуя.
Вторая локация, которая непременно заслуживает вашего внимания, находится совсем рядом от речных террас – на правом берегу Катуни, в пяти километрах к юго-востоку от села Иня и в двух с половиной километров ниже устья реки Чуя.
Именно там вас ждёт боом Бичикту-Кая. Слово «боом» на алтайском языке означает «скала с письменами», «писаная скала». Эти петроглифы связывают с историческими событиями времён противостояния Джунгарского ханства и Цинской империи. Здесь была сооружена крепость, которая закрывала долину Катуни от врага, наступавшего со стороны Чуи.
Линия обороны проходила с севера на юг, от хребта к Катуни поперёк долины. До наших дней дошли два участка остатков кладки стены из рваного и окатанного камня: верхний над боомом на седловине и нижний – у боома Бичикту-Кая.
На скалах изображены звери, птицы, сцены охоты, датированные VII-VIII веками. С террасы, расположенной над боомом, открывается прекрасный вид на Катунь. В алтайском народе об этой горе сложено несколько преданий и легенд.
«В старину монголы под предводительством Сонака вторгались на Алтай. Мужчин убивали, а женщин, детей и скот угоняли в Монголию. Однажды вел Сонак свои войска вниз по Чуе. Алтайцы перед очередным набегом подготовились к обороне: перекрыли грудами валунов и камней тесные горные проходы. Такие укрепления были у скалы Бичикту-Кая, у боома Бозоголу на Катуни.
Всё лето Сонак безуспешно пытался захватить укрепление у Бичикту-Кая. Тогда он решил обойти алтайцев с тыла через верховье реки Иня, где разделил войско на два отряда. Один отряд остался у устья реки Сальджар и здесь был разбит. Другой отряд, не имея проводников, заблудился в горах и почти весь погиб от снежной бури. Спаслись лишь немногие.
Горы, где погиб этот отряд, называют Соокту-тайга – «тайга, заваленная костями». Возвращаясь, Сонак на скале у первого укрепления Бичикту-Кая написал проклятие, завещая потомкам не ходить на Алтай». С тех пор скала и называется Бичикту-Кая. Надпись на скале на монгольском языке «Здесь проходили войска» существует и поныне».