Текстовая версия цифровой карты культурных путешествий: к 100-летию Чуйского тракта

67. Село Онгудай

При поездке по Чуйскому тракту на 637-м его километре вы попадёте в село Онгудай. Его часто называют географическим центром Горного Алтая – этот населённый пункт расположен практически на середине пути из Бийска в Ташанту

Название села можно расшифровать следующим образом: от монгольского «онга» – пещера и «дой» — наличие чего-то, обладание чем-то. То есть буквально – имеющий пещеры или впадины.

С этим местом связана древняя алтайская легенда, согласно которой первым на месте нынешнего села обосновался некий Апчи, третий сын Солтона – легендарного предводителя найманских племён. Поэтому иногда название «Онгудай» толкуется как: «там, где есть пещеры», «начало, исток, предок» или «десять богов». По преданию, именно десять богов призвал Апчи, обращаясь с просьбой беречь и хранить эту землю. Местные жители искренне верят, что благословение богов простёрто над Онгудаем и по сей день.

Исторические же хроники раскрывают другую версию перевода названия. В период образования села жилища местных находились по правую сторону руки Урсул. Это подтверждается заметками известного этнографа Сибири Григория Потанина. Во время одной из экспедиций по Алтаю он записал: «На правой стороне Урсула стоит четыре аила и одна избушка. Село называется Ангодаем». По мнению учёного, в названии «Онгудай» частица «он» обозначает правую сторону какого-либо объекта. И в данном конкретном случае это слово указывает на расположение населённого пункта и обозначает буквально «справа» или «по правую руку».

Об Онгудае и проходивших тут ярмарках писал на стыке XIX и XX веков Вячеслав Шишков – литератор и инженер, внёсший большой вклад в строительство современного Чуйского тракта: «Онгудай – село красивое. Уж осенью выбрался я на гору и глянул на село. День ясный был. Под ногами жёлтый лист лежал, деревья оголялись, а кругом всё ещё зеленели горы. Село сверху маленьким кажется, но «взаправдашним», как сказал бы крестьянский мальчуган. Две улицы по селу прошли. Две церкви, старая и новая, на пригорке красуются в зеленых рощах.

Что за Алтай, что за страна сюрпризов! Вечером туча зашла, засияла молния, гром загрохотал. На другой день хиус подул, холоду нагнал, на третий день я приехал на санях, зима была. А потом опять лето настало, теплое бабье лето».