Текстовая версия цифровой карты культурных путешествий: к 100-летию Чуйского тракта

102. Жана-Аул

Село Жана-Аул расположено на 917-м километре Чуйского тракта. «Жана ауыл» буквально означает «новое село». Оно было основано в 1986 году выходцами из села Актал. По решению местной администрации, все его жители должны переселиться на новое место. Это было сделано в связи с тем, что Актал постоянно затапливало грунтовыми водами. Сейчас на месте старого села можно увидеть лишь развалины.

В конце ХIХ века несколько казахских семей откочевали в Чуйскую степь с территории Восточного Казахстана. Одной из главных причин их переселения на Алтай было сокращение пастбищ в Усть-Каменогорском уезде Семипалатинской области.

С этого времени на территории Горного Алтая появилась новая этническая группа – чуйские казахи. Миграция казахов была очень подвижна и нестабильна: они то переселялись в Монголию, то возвращались обратно в Сибирь. После распада СССР часть казахских семьи уехала в ставший независимым Казахстан. Но спустя несколько лет многие алтайские казахи, не прижившись на новом месте, вернулись обратно. На сегодняшний день в Кош-Агачском районе этнические казахи составляют более половины населения.

Традиционное жилище казахов – это дом с плоской крышей. Во дворе стоит аил, выполняющий роль летней кухни. Основа пищи – мясомолочная. Из напитков казахи предпочитают кумыс из молока кобылы. Кумыс считается самым уважаемым азиатским напитком. Говорят, что он даже лечит лёгочные заболевания.

Казахи трепетно относятся к своим традициям и культуре и стараются её сохранить и передать следующим поколениям. В общеобразовательных школах Кош-Агачского района преподаётся казахский язык, в районе функционируют мечети, Центр казахской культуры и фольклорные ансамбли.

В 1999 году в селе Жана-Аул был открыт музей казахской культуры, а также памятники погибшим в Великой Отечественной войне и жертвам политических репрессий. В 2003 году музей стал филиалом Национального музея Республики Алтай. Музей размещен в современном здании и посвящен казахскому населению Республики Алтай: его традициям и обычаям, истории и культуре. В фондах и экспозициях представлены естественнонаучные, этнографические, нумизматические коллекции, а также декоративно-прикладное искусство и фотодокументальные материалы.

Одна из самых интересных экспозиций «Музея казахов Алтая» – юрта, в которой воссоздано внутреннее убранство переносного кочевого жилища казахов с изделиями декоративно-прикладного искусства: тускиизы – настенные ковры, сырмаки – войлочные ковры, домашняя утварь из кожи и дерева.

Для экономии жилищного пространства в юрте мебели было немного, зато существовала система ярких подвесных, плетеных лент, сумок и чехлов для домашней утвари, которые изготавливались из войлока, тканого полотна и кожи. Гармоничное сочетание живописных войлочных, тканых и вышитых ковров, напоминающих цветочное поле, создавало атмосферу праздничного уюта и тепла.

В центре юрты располагалось почетное место для гостей, хозяина и уважаемых людей. Направо от входа – место для хозяйственной утвари и посуды, шкафчики для хранения пищи и продуктов, налево – место для хранения конской сбруи и седла. Вдоль каркаса – настенные ковры, шкуры зверей – трофеи охотников, сундуки и кровать, украшенная вышивкой.

Основным функциональным назначением юрты было предоставление так называемого «круга безопасности» для его обитателей, а ритуальное назначение юрты заключалось в обеспечении здоровья, плодовитости, плодородия, роста и благополучия её жителей.