Текстовая версия цифровой карты культурных путешествий: к 100-летию Чуйского тракта

68.Село Улита и река Урсул

На 642-м километре Чуйского тракта в Онгудайском районе республики находится село Улита. О происхождении названия есть древняя алтайская легенда. Согласно ей, когда монголы напали на племя алтайцев, которые жили на земле, где сейчас находится село Улита, все мужчины погибли, защищая свои дома. Женщин должны были забрать в рабство. Но они взяли своих детей, собрались в один аил и подожгли себя заживо. Враги были шокированы и ушли с этого места. А пепел человеческих тел разлетелся по горам и они стали называться Оло туу — «пёстрые горы».

Рядом с селом протекает река Урсул. С алтайского «Оро сул» можно перевести «как река в яме или во рву». Она берёт свое начало на склонах Теректинского хребта. В верхнем течении это небольшая горная речка, в среднем — спокойная река, а в нижнем она проявляет свой бурный нрав.

Благодаря этому река пользуется большой популярностью у любителей рафтинга. Сплав начинается из Онгудая или из посёлка Улита. Здесь расположен один из красивейших видов на горный каньон. Если вы не боитесь сложных сплавов — обязательно попробуйте!

В этой части Алтая встречаются довольно редкие животные — например, горный козёл или снежный барс. Здешний водный мир богат более чем 30 видами рыб. Сюда часто приезжают, чтобы поймать 10-килограммового тайменя. Даже хариусы здесь довольно большие — около полутора килограммов.

Также неподалёку были обнаружены курганы. В ходе раскопок археологи выяснили, что древние местные жители были значительно крупнее нас с вами. Они отличались большим ростом, плотным телосложением, широкой лобной частью и крупным носом.

Прощание с усопшим происходило тоже по-особенному: в могиле труп лежал на спине с поджатыми и связанными ногами, а руки находились под головой. Тела были выкрашены охрой в красно-рыжий цвет. Такой способ захоронения объяснялся своеобразной логикой предков современных алтайцев. Они считали, что покойный со связанными ногами и красным, то есть солнечным, цветом кожи не сможет восстать из мертвых, чтобы портить жизнь живым.