На 691-м километре Чуйского тракта и в 12 километрах от села Большой Яломан находится комплекс памятников: Яломанское городище или крепость и Яломанские святилища.
Примерным временем основания Яломанской крепости считаются VIII-XI века. Она располагается в приустьевой части реки Большой Яломан, на вершине речной террасы. С трёх сторон крепость окружали крутые обрывы, а узкий проход со стороны долины Яломана был перекрыт крепостной стеной и рвом под ней.
Внутрь можно было попасть через одни из двух ворот. Они были защищены башнями: одна – со стороны Катуни на северном конце мыса, а вторая – со стороны Большого Яломана с западной.
Остатки оборонительного сооружения сохранились до наших дней: это более 80 жилищ, а точнее – каменные кладки и стены крепости. По мнению археологов, строители придерживались определенного архитектурного плана, а жилища были деревянными. На данный момент сложно установить замысел: группировка, разные размеры и рядное расположение без проведения дополнительных раскопок не дают возможности восстановить их организацию в пространстве.
Яломанское городище располагалось на пересечении древних караванных путей. Основной его задачей было обеспечение безопасных условий для торговли, а также защита проезжающих купцов и местных жителей от набегов разбойников.
Река Большой Яломан является левым притоком реки Катуни. В приустьевой части Большого Яломана располагается комплекс святилищ. Одно из них – Яломан-3, которое представляет собой «алтарь» с наскальными изображениями, среди которых фигуры охотников и разных животных: оленей, козлов и верблюдов. Изображения выполнены на крупных глыбах.
По мнению археологов, данное место играло роль священного центра для родоплеменных групп достаточно обширной территории, что привело к сакрализации всего урочища. Наскальные изображения святилища создавались на протяжении многих сотен лет. В логу Уркош, где и расположено святилище Большой Яломан-3, археологами зафиксировано довольно существенное количество других археологических памятников.
Чтобы попасть в святилище, на 640-м километре Чуйского тракта сверните направо на грунтовую дорогу, поднимитесь на террасу, при этом придерживайтесь правой стороны дороги до разветвления – и через полтора километра вы подъедите к заветным скалам.
В полутора километрах перед устьем Большой Яломан на правом берегу Катуни находится большое урочище Сальджар. Его протяженность – три километра. В святилище вы можете увидеть скалы с петроглифами и необычный камень с естественным углублением в форме человеческой ступни.
Алтайская легенда гласит: «Как-то два богатыря, отец и сын, искали новое место для поселения. Дошли до Катуни, преградившей им путь, решили её перегородить. Когда у них закончилась еда, отец отправил сына за продуктами, но при этом строго наказал: ни с кем по пути не разговаривать, чтобы не растерять волшебную силу – силу чар, иначе им не удастся построить плотину.
По приезду домой сын долго молчал, но, прощаясь с женой, сказал несколько слов. Между тем, отец уже почти закончил работу, оставалось только выломить из горы огромную глыбу и кинуть её в реку для завершения работы. Для этого требовалась помощь сына. Общими усилиями им удалось опрокинуть скалу, но, поскольку сын нарушил отцовское ограничение, чары утратились и сброшенная скала, напротив, разрушила плотину. Отец, узнав о непослушании сына, гневно топнул ногой о скалу. От могучего удара и отпечатался след на скале».
Примерным временем основания Яломанской крепости считаются VIII-XI века. Она располагается в приустьевой части реки Большой Яломан, на вершине речной террасы. С трёх сторон крепость окружали крутые обрывы, а узкий проход со стороны долины Яломана был перекрыт крепостной стеной и рвом под ней.
Внутрь можно было попасть через одни из двух ворот. Они были защищены башнями: одна – со стороны Катуни на северном конце мыса, а вторая – со стороны Большого Яломана с западной.
Остатки оборонительного сооружения сохранились до наших дней: это более 80 жилищ, а точнее – каменные кладки и стены крепости. По мнению археологов, строители придерживались определенного архитектурного плана, а жилища были деревянными. На данный момент сложно установить замысел: группировка, разные размеры и рядное расположение без проведения дополнительных раскопок не дают возможности восстановить их организацию в пространстве.
Яломанское городище располагалось на пересечении древних караванных путей. Основной его задачей было обеспечение безопасных условий для торговли, а также защита проезжающих купцов и местных жителей от набегов разбойников.
Река Большой Яломан является левым притоком реки Катуни. В приустьевой части Большого Яломана располагается комплекс святилищ. Одно из них – Яломан-3, которое представляет собой «алтарь» с наскальными изображениями, среди которых фигуры охотников и разных животных: оленей, козлов и верблюдов. Изображения выполнены на крупных глыбах.
По мнению археологов, данное место играло роль священного центра для родоплеменных групп достаточно обширной территории, что привело к сакрализации всего урочища. Наскальные изображения святилища создавались на протяжении многих сотен лет. В логу Уркош, где и расположено святилище Большой Яломан-3, археологами зафиксировано довольно существенное количество других археологических памятников.
Чтобы попасть в святилище, на 640-м километре Чуйского тракта сверните направо на грунтовую дорогу, поднимитесь на террасу, при этом придерживайтесь правой стороны дороги до разветвления – и через полтора километра вы подъедите к заветным скалам.
В полутора километрах перед устьем Большой Яломан на правом берегу Катуни находится большое урочище Сальджар. Его протяженность – три километра. В святилище вы можете увидеть скалы с петроглифами и необычный камень с естественным углублением в форме человеческой ступни.
Алтайская легенда гласит: «Как-то два богатыря, отец и сын, искали новое место для поселения. Дошли до Катуни, преградившей им путь, решили её перегородить. Когда у них закончилась еда, отец отправил сына за продуктами, но при этом строго наказал: ни с кем по пути не разговаривать, чтобы не растерять волшебную силу – силу чар, иначе им не удастся построить плотину.
По приезду домой сын долго молчал, но, прощаясь с женой, сказал несколько слов. Между тем, отец уже почти закончил работу, оставалось только выломить из горы огромную глыбу и кинуть её в реку для завершения работы. Для этого требовалась помощь сына. Общими усилиями им удалось опрокинуть скалу, но, поскольку сын нарушил отцовское ограничение, чары утратились и сброшенная скала, напротив, разрушила плотину. Отец, узнав о непослушании сына, гневно топнул ногой о скалу. От могучего удара и отпечатался след на скале».